Эта знаменитая цитата из не менее знаменитого романа Патрика Зюскинда «Парфюмер» – звучит довольно пафосно и самоуверенно. Но как нельзя лучше подходит в качестве кредо главному герою, Жану-Батисту Греную, умудрившемуся свести с ума с помощью уникального аромата всю Францию. Созданные им духи наделили героя безграничной властью – ему рукоплескали, его обожали до исступления, им восторгались, ему поклонялись.
Не это ли мечта всех парфюмеров? Создать такой аромат, во власти которого оказались бы все человеческие эмоции и инстинкты.
Обоняние и запахи — власть над людьми
Обоняние – это самое интимное из наших природных чувств. Яркость, зримость и глубина зрительных и слуховых впечатлений неоспорима, но проста и поверхностна. А запах мы «вкушаем» как пищу, наслаждаемся им, как изысканным яством, пробуем, смакуем каждую нотку и навсегда задерживаем в памяти.
Девочки, обратите внимание! Сейчас в нашей клинике можно получить бесплатную консультацию в режиме онлайн по лабиопластике, вагинопластике, гименопластике и послеродовым проблемам в интимной зоне от ведущего питерского хирурга-гинеколога Александра Владимировича Иванова. Врач сориентирует по методам решения вашей проблемы, определит объем вмешательства и цену, а также ответит на вопросы. Если вы определитесь с операцией, ее можно будет сделать в день приезда! Консультацию можно получить по телефону, Viber, WhatsApp +7-921-311-45-68.
Запах всецело нас забирает и действует неумолимо и радикально: когда он неприятен, мерзок, мы тотчас испытываем отвращение к предмету, от которого он исходит. И как бы красив, привлекателен не был этот предмет с дурным запахом, завлекая в свои сети наши зрительные и слуховые впечатления, мы не сменим чувство гадливости на приязнь.
Когда запах человека нас привлекает, мы начинаем испытывать непреодолимое влечение на самом низменном, первобытном уровне. Сдержать наши рвущиеся наружу сексуальные порывы способна разве что железобетонная крепость социальных предрассудков. Причина подобного животного влечения недоступна взору и таится где-то глубоко, оттого так походит на чудо.
Запахи всегда являлись беспроигрышным средством для обольщения. Этим мастерством на самом высоком уровне владела царица Клеопатра. Хозяйка огромной парфюмерной лаборатории, она безошибочно знала, какой аромат втереть в кожу, каким умастить роскошные волосы, каким окропить лодыжки, а какой распылить на запястья и ярёмную впадину.
Не только части тела божественной царицы, но и окружавшие её предметы должны были иметь свой уникальный неповторимый аромат. Паруса корабля, на котором произошла её встреча с полководцем Марком Антонием, были пропитаны благовониями, а пол в каюте, в которой случилось первое свидание возлюбленных, толстыми слоями устилали ароматные лепестки роз.
В начале XX века венгерские братья-парфюмеры Ленгель запустили производство эротической парфюмерной композиции, созданной, по их собственным заверениям, по древнейшему рецепту, обнаруженному в гробнице царицы Клеопатры. И словно в подтверждение слухов о том, что всякого, кто потревожит или осквернит священное захоронение, настигнет страшное несчастье, братья тяжело занедужили. Новоявленные парфюмеры моментально приостановили производство «проклятого» аромата – и в скором времени благополучно поправились.
Мифы и легенды о таинственной силе ароматов – неотъемлемый атрибут любой культуры:
- Кама, бог любви в индуизме, сын Лакшми и Вишну, носил колчан с цветами вместо стрел. Бог смерти у греков,
- Аид, чтобы хитростью заманить в своё подземное царство богиню плодородия Персефону, воспользовался источающим нежнейший аромат нарциссом.
- Красавица Афродита влюбляла людей и богов друг в друга при помощи дурманящих пряных ароматов.
- Прекраснейшая из женщин, Елена Троянская, получила от Афродиты в дар волшебные духи, ароматом
- которых она пропитала своё ложе и навсегда влюбила в себя троянского царевича Париса. В древнем Иерусалиме девушки засовывали в свои башмачки щепотку мирры. Встречая понравившегося молодого человека, они норовили незаметно прикоснуться к тому кончиком башмачка, — верили, что таким нехитрым способом они пробудят в нём страстное томление.
Мы, обычные люди, тоже всегда верили и продолжаем верить, что подходящий аромат способен подарить флер привлекательности любому.
Как работают афродизиаки — есть ли смысл использовать феромоны?
Современные мужчины и женщины немало наслышаны об известных афродизиаках и зачастую, оказавшись в парфюмерном магазине, делают свой выбор в пользу ароматов, содержащих т.н. феромоны. И знают, на какие части тела эти ароматы наносить. Вспомним фильм Джеймса Фоули «Идеальный незнакомец», где героиня Хэлли Берри, собираясь на свидание с героем Брюса Уиллиса, наносит парфюмерную воду на внутреннюю сторону бёдер. Какой лайфхак молоденьким обольстительницам преподнесла актриса!
Вспоминается классический лайфхак от великой Коко Шанель, когда её спросили, куда лучше наносить духи, — «Туда, куда вы хотите, чтобы вас поцеловали».
Вера в сокрушительное могущество эротических ароматов стимулировала постоянный поиск соответствующих ингредиентов. Ищущий найдёт всегда. Или притворится, что нашёл. Торговля всевозможными благовониями быстро превратилась в такой же выгодный бизнес, как и услуги гадалок-прорицательниц. Но демиурги-парфюмеры всегда чётко знали, что сексуальная магия, та самая аура соблазна, даруемая духами, возможна только в случае слияния аромата с природным телесным запахом.
Эротическую роль естественных природных запахов проще всего увидеть на примере из мира флоры – на знакомых нам с уроков биологии тычинках и пестиках. Распускающийся цветок источает особый аромат, на который, опережая друг друга, безудержно слетаются насекомые. Аромат, исходящий от цветка, как бы без лишних слов призывает пчёл и бабочек: «Слетайтесь быстрее, ведь завтра будет уже поздно». И этот аромат, свидетельствующий о половой зрелости цветка, нам, людям, чрезвычайно приятен. В то время как собственные сигналы половой готовности заставляют нас смущаться, порой мы делаем всё возможное, чтобы эти сигналы «нейтрализовать».
Почему люди избавляются от собственного запаха?
Развитие культурного процесса значительно притупило наше обоняние, но, в то же время, сделало его нетерпимым, категоричным. В отличие от наших предков, мы более ревностно и планомерно очерчиваем и оберегаем своё личное пространство. Во главе угла которого – безукоризненная чистоплотность и следованием гигиеническим нормам.
Запах пота – фу, некомильфо, надо заблокировать поры. Растительность на теле – что за дикость? Срочно под лазер!
Идеальная парочка – воображаемые принц с принцессой. Она – стройная, невесомая, лучезарная, пахнущая леденцами и луговыми цветами. Он – лощёный и подтянутый, благоухающий свежестью океана. Вместе – красивые, атлетически сложенные, загорелые и несуществующие. Телесные запахи в современном выхолощенном мире недопустимы.
Нам трудно поверить, что именно запах плоти, природный, без посторонних «примесей» – тот самый главный символ сексуальной привлекательности. Нам же думается, что сексуальные запахи нашей плоти являются чем-то неприятным, а то и постыдным. И мы делаем всё возможное, чтобы их устранить. В то время как аутентичная чувственность не чурается телесных запахов, она ими упивается, пестует их.
Где и зачем вырабатываются феромоны
Большая часть феромонов (особых продуктов внешней секреции) вырабатывается как раз в самых «запашистых» частях тела: в анально-генитальной области, на локтевых сгибах, в подмышках и подколенных впадинах, на ареолах сосков и носогубных складках. Мы не осознаём эти запахи, не чувствуем их буквально и очевидно, но обязательно улавливаем его крохотным углублением в ноздрях.
Эти запахи обеспечивают природную коммуникацию между одновидовыми особями, что способствует дальнейшему продолжению рода. Они пробуждают желание и страсть а, в то же время, являются мощным природным защитником от биологических аномалий, вызывая стойкую половую неприязнь и отторжение между близкими родственниками или особями других видов.
«Копулины» (женские феромоны) явным образом дают мужчинам добро на сближение. А в первую очередь тем 15% из них, организм которых вырабатывает андростерон («мужественный» феромон). Наши древние пращуры именно с этой «особинкой» покоряли наибольшее количество самок.
Ярчайший пример такого мужчины – поручик Ржевский, популярный юмористический персонаж. Делая понравившимся женщинам непристойные предложения, он, бывало, получал оплеухи и пощёчины, но чаще – как раз то, ради чего и старался. Таким мужчинам, как Ржевский, вовсе не обязательно блистать умом и оригинальностью, иметь толстый кошелёк, незаурядный талант и красивую внешность – женщины в любом случае будут сами бегать следом.
Растительные и животные феромоны
Феромоны быстро растворяются в воздухе, почти не проникают через одежду, а современные парфюмерно-косметические средства довольно быстро их нейтрализуют. Но при желании их можно заменить другими «аналогами» растительного или животного происхождения.
К последним относятся вещества, используемые в парфюмерии уже веками, — амбра, мускус, цибетин, кастореум. По отдельности эти запахи для человеческого носа не очень приятны, но удивительным образом сочетаются с другими ароматическими веществами, смягчая их, делая ярче, насыщеннее.
- Амбру (воскоподобное вещество) получают из пищеварительного тракта кашалота. Амбра по сути – китовая рвота.
- Мускус выделяется железами парнокопытного оленя – кабарги. Невероятно ценное вещество. Достаточно капельки этого средства, чтобы помещение пахло долгие годы. Добыча мускуса под запретом, потому на данный момент парфюмеры используют его растительный аналог – мускатный орех.
- Цибетин – струя, выделения из анальных желёз эфиопской виверры (вид хищных млекопитающих). Животных разводят в специальных питомниках, держат в клетках и намеренно дразнят или злят – т.о. их железы выделяют наибольшее количество ценного вещества.
Среди растений, которые используют в парфюмерии, есть специфические – с будоражащим, даже наркотическим ароматом. Они жадно и «вероломно» вторгаются в окружающее пространство, вытесняя любые другие запахи. Аромат таких растений характеризуется особой нотой разложения, тления, именно она и придаёт им чувственность.
Основная составляющая таких запахов – индол. Этот запах имеют некоторые цветы и человеческие отходы жизнедеятельности. Характерный запах индола – сладковатая гнильца – придаёт ароматам туберозы, флердоранжа, сирени, жасмина пьянящую сексуальность.
Тубероза (или Полиантес клубненосный) – по сей день один из самых дорогих, элитных цветов в парфюм-индустрии. Её аромат усиливается, густеет после захода солнца, потому цветок называют «любовницей ночи». Запах очень специфический, тяжеловесный. Одним он кажется приторно-сладким, другим, наряду с Пастернаком, — горьковатым.
Каждый год парфюмеры всего мира создают новые ароматы с доминирующей нотой белой туберозы. Что непроста – возвращение к классике 80-х с их вызывающей бессовестной сексапильностью – временной тренд. Терпкие пряности востока, так популярные в 80-х, возвращаются в более прозрачных, облегчённых вариантах. Основные парфюмерные бестселлеры непременно содержат ноты пачули, иланг-иланга, ладана, ветивера – всё это зарекомендовавшие себя афродизиаки. И, безусловно, ноты розы – признанной королевы цветочного царства несмотря на то, что её запах не содержит пьянящего индола. Невзирая на молниеносные смены тенденций в мире парфюмерии, цветочные композиции были, есть и останутся хедлайнерами.
Существуют цветы, т.н. «недотроги», из которых получить аромат невозможно. Помимо небезызвестных нам лилий, фрезий, гардений, орхидей, тюльпанов и жимолости, это ещё и, казалось бы, такие сговорчивые, как ландыши, фиалки, сирень. Если в составе духов перечислено что-либо из этого, знайте – это синтезированные ароматы.
Запах – мало уловимая «сущность», и понимание, восприятие его как эротического сигнала во многом зависит от контекста. Типичные кондитерские запахи – корица, ваниль, кардамон, карамель, имбирь – многим, в особенности мужчинам, кажутся очень эротичными, потому что навевают мысли о детстве. А у кого-то не ассоциируются ни с чем, кроме домашней бабушкиной запеканки.
Популярные «кислородные» ароматы считаются противовесом ароматам чувственным. Они энергичны, свежи, по-своему темпераментны, и, на первый взгляд, не имеют ничего общего с сексом. Но если как следует принюхаться, проникнуть в аромат талой альпийской воды с лёгким душком гудрона, скошенной луговой травы, намокшей древесины и прелого чернозёма, можно поймать себя на невероятном спектре ощущений: от щемящей, пронизывающей тоски до окрыляющего восторга и нетерпимого желания к переменам. Тоже, по-своему, эротично.
Запахи помогают нам сохранять воспоминания, возвращать их в нужный момент, и справляются с этим в разы лучше слуха и зрения. Почувствовав «дуновение» знакомого аромата от мимо проходящей незнакомки, мы тотчас вспоминаем свои ассоциации, приятные или печальные. Вспоминаем порой до деталей, до микроскопических ощущений.
Сегодня, пожалуй, не сыщется женщины, образ которой стойко ассоциировался бы с одним определённым ароматом: мы довольно часто меняем парфюмерию, довольно широк выбор ароматов на прилавках магазинов. Приобретая для себя очередной флакончик, мы присматриваемся к новым, пробуем их на «нюх». Вдруг именно какой-нибудь из них сделает нас более чувственной, загадочной, яркой и соблазнительной? Более желанной и любимой? И, на удивление, мы крепко в это верим.